У большинства наших соотечественников фраза "китайские телефоны" вызывает стоикую ассоциацию с товаром сомнительного качества, внешне копирующим устроиства известных производителей. Но в деqствительности далеко не вся электроника из Поднебесной такова. На мировом рынке присутствует достаточно много китаиских производителей, продукция которых может на равных конкурировать с кореискими, европейскими и американскими аналогами.
HUAWEI
История компании Huawei Technologies Со. Ltd. началась в 1988 году в свободной экономической зоне Шэньчжэнь, расположенной на границе с Гонконгом. Название компании, придуманное ее основателем Рэном Женгфэйном, состоит из двух иероглифов, каждый из которых несет в себе двойной смысл. <Hua> может быть переведено и как "Китай и как отличный, тогда как wei - "достижение" или "действие". Основная специализация компании -телекоммуникационное оборудование. За прошедшие годы Huawei Technologies превратилась в транснациональную корпорацию, имеющую в своем составе 8 региональных отделений и более 100 филиалов
по всему миру. Кстати, эта компания не обошла вниманием и Россию со странами
СНГ - в 10 странах СНГ действуют 24 офиса компании, где работают более 1500 чело-
век. Причем достаточно много персонала Huawei занято в области исследований и
разработок. Первое оборудование для сетей GSM под брендом Huawei Technologies увидело свет в 1997 году, а его основным конкурентным преимуществом была более низкая цена. Постепенно продукция Huawei Technologies получила признание на китайском рынке, а затем вышла на рынки стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, после чего началось завоевание европейского и североамериканского рынков. Причем упор делался не только на ценовой демпинг - в своих продуктах Huawei Technologies использовала некоторые инновационные решения, что в совокупности с разумнои ценовой политикой позволило ей к середине (нулевых) успешно закрепиться и на европейском рынке операторского оборудования, где были традиционно сильны Nokia и Ericsson. Помимо операторского оборудова-
ния в ассортименте продукции Huawei Technologies присутствуют и абонентские устройства, продающиеся как под собственным брендом компании, так и под торговыми марками операторов сотовой связи. Причем ассортимент весьма широк -от телефонов начального уровня до смартфонов и интернет-планшетов. Кстати, продукция Huawei популярна и у российских операторов связи телефоны, смартфоны и планшеты компании продаются под брендами МТС, Билайн и МегаФон.
ZTE
Родом из Шэньчжэня и основанная в 1985 году китайская компания ZTE (Zhong Xing Telecommunication Equipment Company Limited) также специализируется на телекоммуникационном оборудовании. Причем по продажам мобильных телефонов и
смартфонов (в штучном выражении) по итогам 2010 года ей удалось войти в пятерку ведущих производителей, обогнав компанию Apple. По сравнению с другими мировыми производителями доля невелика - она составляет около 4%, при этом большинство продуктов продается под брендами операторов связи. Кстати, первый смартфон, оснащенный поддержкой российской навигационной системы ГЛОНАСС - MTS 945 Glonass - тоже выпускается на предпри ятиях ZTE. Не менее активна ZTE и на рынке операторского оборудования. В частности, ее оборудование широко используется в
сотовых сетях ведущих операторов, например, Vodafone и T-Mobile, Также ZTE
является крупнейшим мировым поставщиком СDМА-оборудования. достаточно много средств компания вкладывает в исследования и новые разработки - ей принадлежит 14 исследовательских центров в Китае, США, Швеции, Франции, Пакистане и Индии. Кстати, изначально не создавалась как предприятие по выпуску электроники для нужд народно-освободительной армии Китая, но произошедшая в Китае в 80-е годы смена экономической политики заставила военных превратить ZTE в коммерческое предприятие, из года в год демонстрирующее отличные показатели.
Ubiquam
Для большинства российских пользователей торговая марка Ubiquam (от <Ubiquitous and Mobile> -повсеместная мобильность) практически незнакома, так как выпускающиеся этим производителем телефоны и модемы предназначены для сетей CDMA. Компания Ubiquam сравнительно молода - ее история началась в 2002 году с разработки телефонов CDMA450, которые велись в сотрудничестве с Qualcomm. Выпуск первых аппаратов Ubiquam начался летом 2005 года, тогда же было освоено производство USВ-модемов. Основным каналом реализации продукции стали европейские и китайские операторы сотовой связи. На российском рынке продукция Ubiquam продается под брендом Skylink.
ВВК
У россиян аббревиатура ВВК вызывает ассоциацию с DVD-плеерами, с которых в 2003 году началась экспансия этого производителя на российскйй рынок. Кстати, свою исто-
рию (в 1995 году) ВВК Electronics Ltd также начинала с выпуска различных
мультимедийных устройств. Современный ассортимент продукции еще более обширен - ВВК Electronics работает по трем направлениям: аудио-, видеотехника, связь и телекоммуникации, а также техника для обучения. Выпускаемые ВВК средства связи
представлены в категориях (проводные телефоны и DЕСТ-телефоны). Попытки выйти на российский <мобильный> рынок компания предпринимала в 2005-2008 годах, но без особых успехов.
TCL
Первой продукцией компании TCL, организованной в 1981 г., стали аудио-кассеты, выключатели и микроэлементы. Позднее ассортимент был дополнен телевизорами, DVD-плеерами, кондиционерами, компьютерами и другой бытовой электроникой. По итогам 2010 года компания стала 6-м в мире производителем телевизоров и заняла 25-ю
позицию в общем рейтинге производителей электроники. Выход на международный рынок состоялся в 200З году благодаря покупке немецкой Schneider Electronics, а годом позже TCL приобрела 67% акций французской Thomson. На большинстве рынков, в том числе российском, телефоны TCL Communication Technology Holdings (мобильное подразделение TCL Corporation) известны под брендом Alcatel.
и другие...
Кстати, покупка иностранных брендов и целых производств - широко распространенная в Китае практика. Например, китайская компания Lenovo в 2004 году приобрела у IBM подразделение по выпуску ноутбуков. Результат к 2010 году доля компании на мировом рынке компьютеров составила порядка 10%, а доля мобильных компьютеров в структуре продаж Lenovo - 60%. Компания Fujitsu тоже вышла на мировой рынок и заслужила доверия с выходом легендарного . Также к <китайским брендам> можно отнести многие известные IT-компании, расположенные на Тайване (напомню, эта территория формально входит в состав Китая), в том числе Acer, НТС, ASUS, MSl и Giqabyte. Большинству российских покупателей эти компании хорошо знакомы по смартфонам, КПК, интернет-планшетам, ноутбукам, а также различным компьютерным комплектующим- материнским платам, видеокартам и периферийным устройствам.
Современный Китай - это не только родина низкосортного ширпотреба, но и компании с мировым именем. В последние годы на продвижение собственных брендов китайские компании потратили немало средств. !аже в кризисный 2009 год эти расходы составили рекордные $74,5 млрд., а в 2010 - достигли почти $90 млрд. И не исключено, что и в 2011 году рост расходов
"на имя" продолжится. Таюке как и повышение качества товаров, выпускаемых крупными китайскими производителями.